сайт храма Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при б. Епархиальном училище

Расписание богослужений История Неофитам на заметку Дела милосердия Фотогалерея Контакты

БОЖИИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ СТОЛИЦА
Святитель Петр Митрополит Московский

Едва ли кому-то не знакомо имя основателя Москвы: в 1147 году ростово-суздальский князь Юрий Владимирович по прозванью Долгорукий построил на безвестной речке Москве небольшую деревянную крепостцу, которая с годами росла, хорошела и… сделалась столицей, стольным градом, как тогда говорили. Но почему именно Москва? Благодаря кому Златоглавая вдруг возвысилась так, что стала центром русской земли?

Обычно города становятся столицами по воле верховной государственной власти. Москва же, – возможно это единственный случай в истории! – сделалась главным городом Руси поистине по Божьему произволению: глава Русской Церкви митрополит Петр не пожелал жить в городе, по тем временам, немалом и благолепном – Владимире, а перебрался в невеликий, сплошь деревянный городок, затерянный в непролазных заокских дубравах. В результате авторитет Москвы вырос до такой степени, что ее первенство признали и куда более крупные и древние русские города.

Будущий святитель митрополит Петр родился далеко от Москвы: на самой юго-западной русской окраине – в Галицко-Волынском княжестве. Двенадцатилетним ребенком он ушел в монастырь. Там Петр освоил мастерство иконописи. И одна из его икон – Петровская – стала почитаться как чудотворная. Иногда Петр писал иконы специально на продажу. Но как же распоряжался талантливый иконописец вырученными деньгами?.. – он тут же раздавал все нищим.

После того как киевский митрополит Максим оставил древнюю русскую столицу и переселился во Владимир, самый могущественный в Западной Руси Галицкий князь Юрий Львович, недовольный таким решением архиерея, пожелал иметь в своем уделе собственного митрополита. Он остановил выбор на игумене Петре, прославившемся к этому времени своим благочестием, подвижничеством, праведностью на всю Галицию. Князь отправил Петра в Константинополь с просьбой к патриарху Афанасию посвятить его в митрополиты. Но в это время до Константинополя дошло известие, что умер Максим, и патриарх посвятил Петра не в галицкого митрополита, а сразу во всероссийского.

Возвратившись на родину, митрополит Петр поселился, как и его предшественник, во Владимире. Но в стольном граде владыка не сидел: он разъезжал по всей Руси – наставлял паству в вере, проповедовал, помогал обездоленным, заступался за обиженных, мирил русских князей, потому что понимал, насколько вредны для порабощенной ордой родной земли княжеские усобицы. Ездил Петр и в саму Орду к хану Узбеку и добился от последнего особенного ярлыка – указа, по-нынешнему, – в котором всесильный хан гарантировал свободу вероисповедания для русского народа, а также подтверждал неприкосновенность православного духовенства и церковного имущества. По сути, это была выигранная митрополитом Петром Куликовская битва за веру, – и, действительно, татары, сколько ни грабили с тех пор Русь, сколько ни разоряли наши города и села, никогда не пытались обратить русских в магометанство, более того, они до такой степени уважительно относились к русской вере, что позволили в своей столице – Сарае – построить православный храм.

Часто путешествуя по Руси, митрополит Петр неизменно заглядывал в крошечный городок Москву, находившийся от Владимира всего в двухстах верстах западнее. Наверное, по Клязьме, хотя и против течения, на легком струге под парусом от одного города до другого можно было дойти дня за два – за три. На Москве тогда сидел внук Александра Невского князь Иван Даниилович. Митрополит Петр очень полюбил московского князя за его преданность православной вере, за милосердие к подданным, за сострадание к бедным, убогим, сирым, за любовь к слову Божиему, – очень Ивану Данииловичу нравилось послушать чтение книг Священного Писания.

И так часто митрополит Петр заезжал в Москву, что Иван Даниилович повелел срубить для святого владыки отдельные палаты. Так с тех пор Петр все дольше стал оставаться на Москве и все реже бывать во Владимире. По существу Москва сделалась кафедральным городом, то есть местом пребывания главы русской Церкви. Любопытно, что сама Москва в эти годы была крошечным островком христианства на колоссальном пространстве расселения язычников-вятичей. Это восточнославянское племя позже прочих влилось в единый русский народ. И именно потому, что вятичи позже всех приняли христианство. Жители Москвы – те же вятичи, кстати сказать! – были почти сплошь крещеными христианами, а их сельские и лесные сородичи, жившие за дубовой кремлевской стеной, еще кланялись истуканам Перуна и Велеса и приносили им кровавые жертвы. И лишь с появлением в Москве святителя Петра подмосковные вятичи постепенно стали отказываться от своих языческих заблуждений и креститься.

Окончательно же сердцем России Москва стала со смертью митрополита. Чувствуя, видимо, что жить ему осталось немного, святитель Петр посоветовал Ивану Данииловичу построить в Кремле большую каменную церковь. «Если послушаешь меня, сын мой, – говорил он князю, – и возведешь храм Пречистой Богородицы в своем городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья, и внуки твои прославятся в народе, и город этот будет славен среди других городов русских. Враги его будут посрамлены, и Бог прославится в нем; святители будут жить, еще же и мои кости будут в нем положены».

Успенский собор Московского Кремля Князь с радостью поспешил исполнить этот завет митрополита. И 4 августа 1326 года сам Петр заложил в Кремле Успенский собор, ставший впоследствии главным храмом России.

Увы, увидеть этот храм во всем благолепии святителю Петру суждено не было, – он умер, не дождавшись окончания строительства.

Но похоронили его все-таки именно в Успенском соборе, хотя еще и недостроенном. А уже следующий за Петром митрополит и не думал селиться где-нибудь кроме Москвы. Так безвестный удельный городок превратился в стольный град, собравший впоследствии вокруг себя всю русскую землю.

В Москве теперь несколько церквей, которые носят имя св. митрополита Петра. Самая известная, наверное, находится в Высокопетровском монастыре, основанном самим св. Петром. Есть также в Москве церковь Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа в Посланниковом переулке. Православная Москва помнит своего первого митрополита.

Дни памяти святителя Петра митрополита Московского – 24 августа (6 сентября), 5 (18) октября и 21 декабря (3 января).

назад

Петровская икона Божией Матери
Петровская икона Божией Матери

Петр митрополит в житии. XVI в. Оруженйная палата Музеев Московского Кремля
Митрополит Петр в житии

Митрополит Петр на закладке Успенского Собора Московского Кремля
Митрополит Петр на закладке Успенского Собора

Церковь митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре в Москве
Церковь митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре

Святитель Петр митрополит Московский
Святитель Петр митрополит Московский