сайт храма Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при б. Епархиальном училище

Расписание богослужений История Неофитам на заметку Дела милосердия Фотогалерея Контакты

РУСИ ПОД ЛАТИНСТВОМ НЕ БЫТЬ!
Митрополит Московский Иона

После Куликовской битвы ордынцам стало ясно, что они на Руси такие же повелители, каким бывает в доме вор в отсутствии хозяев. Они не рисковали выходить на новое генеральное сражение, а нападали, как раньше говорили, лишь изгоном, то есть совершали быстрый набег, грабили, жгли, убивали и скорее, скорее скрывались в своих золотоордынских степях. Не то соберутся русские дружины со всех уделов и тогда худо им придется. Память о беспримерной катастрофе на Дону напрочь лишила татар уверенности в себе, в своих военных возможностях. Они с тех пор стали бояться своих данников куда больше, чем данники боялись их.

И вот как-то проведав, что князя с войском в столице нет, татары неожиданно подступили к Москве. Они, как обычно, пожгли посады вокруг кремля и готовились штурмовать стены, воздвигнутые еще митрополитом Алексием и порядочно обветшавшие, к слову сказать, за сто лет своего существования. Тогда митрополит Иона распорядился вынести из соборов иконы и всему духовенству идти крестным ходом по самой кремлевской стене и молить Господа Бога о спасении стольного русского града и христолюбивого московского люда. И произошло неожиданное: внезапно в татарском стане наступило странное, не объяснимое ничем замешательство, и они все в страхе бежали от Москвы, побросав не только награбленное, но и собственный обоз. Русская столица была спасена. Это случилось в 1451 году 2 июля – в праздник Положения Риз Пресвятой Богородицы. В память об этом событии митрополит Иона на своем дворе в кремле построил церковь Ризположения. К сожалению, эта церковь не сохранилась, она погибла при пожаре в 1472 году. На ее месте теперь в московском кремле стоит новая Ризположенская церковь – позднейшей постройки.

Митрополит Иона родился на русском Севере, вблизи города Солигалича. Монашествовать будущий святой стал с самого детства, – в двенадцать лет он надел черную рясу и не снимал ее уже до конца своих дней. Пожив некоторое время в одном из северных монастырей, Иона перебрался в московский Симонов монастырь. Там будущий первоиерарх Русской церкви, помимо прочего, исполнял послушание в пекарне. Нередко к нему заглядывал кто-нибудь из мирян, которых в монастырях в старину всегда было множество, – больше чем страх перед ордынским набегом за надежную стену людей гнал голод. Очевидно полагая, что здесь не может быть недостатка съестного, люди шли в пекарню в надежде получить от монастырских щедрот хоть краюху, хоть корку. Но лишнего хлеба не было даже в таком крупном монастыре как Симоновский. И тогда, не в силах отказать голодным, но и не смея обделить братию, Иона отдавал свою долю. В память об этом духовном подвиге святителя в Симоновском монастыре на многие годы установился обычай раздавать хлеб нищим и странным людям.

Сохранилось такое предание о симоновском периоде жизни святителя. Однажды в монастырь приехал митрополит Фотий. Заглянул владыка, между прочим, и в монастырскую пекарню. И увидел там молодого хлебопека, свалившегося от усталости, а может быть и от голода (!), и спавшего беспробудным сном. Причем правая рука спящего находилась в таком положении, и пальцы были сложены таким образом, будто он благословляет кого-то. Фотий велел провожатым не шуметь и не будить Иону. Он сказал: «Этот инок будет великим святителем в земле Русской и многих неверных обратит к Богу и просветит святым крещением». Митрополит Фотий предсказал судьбу безвестного симоновского монаха, будто самому себе продиктовал руководство к действию: спустя какое-то время он посвятил Иону в сан епископа Рязанского и Муромского. Находясь на Рязанской кафедре, Иона исполнил и другое пророчество митрополита: там он привел к вере в истинного Бога множество язычников из финских племен мордвы, мещеры, муромы.

С именем митрополита Ионы связано важнейшее событие в истории Русской Православной Церкви – обретение ею независимости, самостоятельности, или, как принято говорить в научном богословии, автокефалии. После смерти митрополита Фотия великий князь Василий Васильевич созвал собор Русской церкви, который избрал на овдовевшую московскую и всероссийскую кафедру самого достойного из архиереев, самого добродетельного. Таковым, по мнению собора, оказался Иона епископ Рязанский. Но поскольку Русская церковь в то время еще не была самостоятельной, а являлась одной из митрополий церкви Византийской, то избранному в Москве архипастырю требовалось непременно ехать в Константинополь и получить там патриаршее утверждение.

Но в Константинополе не стали дожидаться, когда из Москвы приедет избранный. Там поспешили назначить своего избранника на русскую митрополию. Им стал грек Исидор.

Этот Исидор был личностью, прямо сказать, незаурядною: блестяще образованный, знаток античной литературы, лично знакомый со своими современниками западноевропейскими гуманистами, он в духе новых интеллектуальных веяний и представлений об общественных отношениях придерживался мнения, что вера вторична по отношению к политике, должна, прежде всего, служить последней и уж, во всяком случае, не мешать.

К середине XV века древнейшее в Европе государство и величайшая когда-то империя в мире – Византия, – потеряв в многовековых войнах все свои земли, ограничивалась теперь одной лишь столицей – Константинополем, под стенами которого стояли турецкие полчища. Тогда многие греческие политики, мыслители, лица духовного звания проповедовали идею, что если они пойдут на сближение с западной латинской церковью, сделав, естественно, последней те или иные уступки вероучительного характера, то Европа не даст погибнуть единоверному христианскому государству и всем оружием придет Византии на помощь. Одним из наиболее горячих и последовательных приверженцев этой идеи был Исидор.

Уже будучи русским митрополитом Исидор на соборе во Флоренции в 1438 году от имени Московского государства подписал акт – так называемую унию – об объединении восточной православной и западной латинской церквей. Причем православные признавали главенство в единой теперь церкви латинского первосвященника – римского папы и обязывались следовать всем вероучительным особенностям Рима, которые еще вчера на востоке почитались богоотступнической ересью. Возвратившись в Москву, Исидор в самом Кремле во всеуслышание объявил, что церковь христианская теперь едина, а глава ее римский папа.

Василий Васильевич, не долго думая, велел схватить изменника Исидора и заточить его в Чудовом монастыре. Великий князь объявил, что Руси под латинством не быть! А состоявшийся вскоре собор русских иерархов осудил Исидора и решительно отверг Флорентийскую унию, назвав ее делом «чуждым и странным от Божественных и священных правил». Кстати, Европа так и помогла грекам: в 1453 году Константинополь взяли турки, и Византийская империя прекратила существование. Предавшим веру униатам папа римский в благодарность за их предательство тогда послал в помощь… 700 воинов. Но это уже не наша история.

На Руси же события развивались так. В Москве в это время шла жестокая борьба за великокняжеский стол. Василий Васильевич был свергнут недругами. И лишь ценою невероятных усилий великому князю удалось вернуть московский стол. Поэтому несколько лет ему было не до церковных дел. Окончательно взяв в руки власть, он еще какое-то время ждал: не одумаются ли греки и не вернутся ли из латинства в православную веру? Но так и не дождавшись этого, решил, что теперь Русская церковь имеет полное право самостоятельно выбрать митрополита. Не у еретиков же униатов спрашивать поставления!

В 1448 году в Москву съехались все русские архиереи. И по предложению великого князя этот собор избрал русским митрополитом Иону. С тех пор все русские первосвященники избирались без оглядки на Константинополь, – православная церковь на Руси стала самостоятельной, автокефальной!

Когда, спустя годы, на Вселенском престоле в Константинополе – тогда уже турецкой столице – воссел известный ревнитель православия и ненавистник унии патриарх Геннадий Схоларий, он вынужден был признать свершившееся. Таким образом, Русская Православная Церковь стала автокефальной во всех отношениях законно: и по совести, и по праву.

Больше того, в законности поставления Ионы на русскую митрополию не сомневались даже за границей. В Польско-Литовском государстве проживало очень много русских людей, и юрисдикция, как теперь принято говорить, Московской митрополии распространялась и на это государство. Причем в прежние годы Литва нередко заявляла желание иметь собственного митрополита для православных епархий. Но вот как было принято в Литве поставление Ионы. Польский король и великий литовский князь Казимир писал о русском митрополите: «…Мы …и с нашими князьями и панами, и с нашею радою полюбили себе отцом митрополитом Иону …и дали ему престол митрополии Киевской и всей Руси. …Посему, князья наши, и епископы, и бояре, архимандриты и игумены, священники, диаконы, и иноки, и весь причт церковный, и весь народ христианства русского, имейте его, отца нашего Иону, за митрополита, чтите его и будьте ему послушны в делах духовных». Обратим внимание, что Иона, хотя и жил в Москве, и здесь же находилась его митрополичья кафедра, именовался по-старинному митрополитом Киевским и всея Руси.

Увы, через несколько лет Казимир изменил свое отношение к Ионе и вообще к Москве на прямо противоположное: ему, латинянину, из Рима было дано указание принять для русских епархий Литвы нового митрополита, благоволившего латинству и унии, что король и исполнил. Связь Московской митрополии, а затем и патриархи, с западно-русскими епархиями прервалась на несколько веков. Но уж если король польский так восторженно отзывался о Ионе, то можно вообразить, с какой любовью, с каким почтением к нему относился великий князь московский! И не только потому, что Иона был величайший в истории Русской Церкви архипастырь, но и потому что князь очень доверял митрополиту как верному помощнику в его делах, как надежному государственному деятелю. Именно на попечение Ионы – не бояр и не воевод! – в 1451 году князь оставил столицу. И митрополит не посрамил доверия Василия Васильевича – отстоял Москву от нашествия орды.

Возглавляя Русскую церковь, святитель Иона особенно заботился о духовно-нравственном совершенствовании паствы. В своих грамотах, которые он рассылал во все концы русской земли, митрополит призывал людей быть милосердными, совестливыми, помнить о Божиих заповедях, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Несколько его посланий сохранилось до наших дней, – они являются уникальными памятниками истории и древней русской литературы. В наше время опять – в который уже раз! – поднимается тема восьмого общецерковного собора: многое, де, изменилось после последнего Вселенского собора, многое надо обсудить, упорядочить, изменить, если потребуется, и т.д. Одним словом, новые реалии требуют, – так рассуждают поборники идеи. Им, да и всем нам, полезно помнить заповедь святителя Ионы. Вот что о восьмом соборе, между прочим, писал митрополит в Послании к Литовским епископам: «Осмому великому Збору вселеныя никакоже святая правила быти не повелевают и с проклятием отрицают».

Святитель Иона имел редкостный дар чудотворений. Еще при жизни он прославился как целитель. А когда он отошел ко Господу в 1461 году, при его гробнице в кремлевском Успенском соборе по обращенным к нему молитвам болящих было совершено множество исцелений.

Святой Иона и теперь покровительствует родной русской земле, оберегает православную церковь и помогает всем, кто обращается к нему с молитвой.

Дни памяти св. Ионы Митрополита Московского – 31 марта (13 апреля), 27 мая (9 июня), 15 (28) июня и 5 (18) октября.

назад

Святитель Иона митрополит Московский
Святитель Иона митрополит Московский

Симонов монастырь, XIXв., литография
Симонов монастырь, XIXв., литография

Успенский собор московского Кремля
Успенский собор московского Кремля