ПАВЕЛ ПУЧКОВ: КРЕСТ НА МОГИЛЕ – СВИДЕТЕЛЬСТВО РУССКОЙ ВЕРЫ
Несколько лет назад Институт этнологии и антропологии выпустил уникальную карту религий Российской Федерации. Возглавлял группу ученых, работающих над этой картой, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат двух Государственных премий, академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор Павел Иванович Пучков.
Павел Иванович был верующим и вполне воцерковленным христианином. Недавно он отошел ко Господу. Нам посчастливилось записать эту беседу незадолго до смерти крупнейшего российского религиоведа. Возможно даже это последние слова Павла Ивановича для печати.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Павла.
– Скажите, Павел Иванович, для чего вообще нужна карта религий? Что это такое?
– Мне кажется, что значение этнических и религиозных карт очень велико. Карта – это образно-знаковая модель. И она дает возможность представить сразу, в совокупности, наглядно, всю этническую и религиозную картину страны или региона. Не надо рыться в книгах, читать многие главы, чтобы узнать о том, какие на той или иной территории представлены конфессии, этнические общности. Карта может быстро и точно проинформировать обо всем этом, предоставить исчерпывающие сведения по конфессиональной и этнической ситуации в стране.
– Когда вы начали собирать сведения для карты религий?
– Трудно даже назвать точное время, когда именно я начал эту работу: несколько десятилетий назад. Вероятно, со времени своего обучения в аспирантуре Института этнологии и антропологии. Так что путь пройден очень долгий. Вначале это был просто сбор материалов. Без какой-либо надежды на их опубликование. Но как только стало возможным, я начал публиковать результаты своих поисков.
– Любопытно, как же вам удавалось заниматься этим в советское время? Ведь такая тема, мягко сказать, тогда не поощрялась.
– В советское время удавалось публиковать карты лишь по частям света. А по территории Советского Союза не разрешалось показывать конфессиональный состав населения. Только отдельно Африка, отдельно – зарубежная Европа, зарубежная Азия. И так далее.
– А когда вообще были сняты всякие табу на карты такого рода?
– Практически сразу, как только переменился режим, – в начале 1990-х.
– Существуют ли какие-то особенности в составлении именно конфессиональных карт?
– Прежде всего здесь имеется такая трудность: конфессии в значительной мере дисперсны. Если, скажем, на этнической карте специальное содержание показывается в основном фоновыми расцветками и лишь отчасти значками, то на карте религий роль значков в показе диаспор очень велика. Ведь среди русских имеются на только православные, но и представители различных протестантских сект; есть старообрядцы, последователи конфессий, которые являются по вероучению православными, но не подчинены Московской Патриархии.
– «Катакомбники»?
– Да, в том числе и «катакомбники», и православные – представители других поместных церквей. Мы составили самую подробную карту в мире. На ней указаны девяносто три конфессии. По одной только России. Причем есть конфессии чрезвычайно малочисленные. О существовании некоторых мы даже прежде не знали. Это дырники, средники, мельхиседеки – малые группы старообрядцев-беспоповцев. Оказалось, они есть! И мы смогли указать их на карте. Причем здесь показаны группы, не только зарегистрированные официально, но и незарегистрированные – белое братство, даже Аум Синреке.
– А где в России последователи Аум?
– В Москве преимущественно. Хотя и в других районах тоже встречаются. Мы старались показать все объективно. Фоновой краской показана преимущественная вера. И, как видите, на подавляющей части России – это православные. Они отмечены розовым цветом. Но на карте есть разной величины вкрапления и других цветов – это места компактного проживания представителей других верований. Также показаны и религиозные меньшинства.
– А справедлива ли такая версия: будто бы у нас в стране сейчас магометан больше, чем православных?
– Нет, конечно. Это совершенно неверно.
– Но ведь русские далеко не все православные. Нельзя же всех русских скопом объявлять православными!
– Правильно, не все. Но большинство.
– Но, Павел Иванович, это отнюдь не бесспорное суждение. Существует такое мнение, что православным вправе называться тот, кто исполняет хотя основные правила веры: кто по воскресеньям и праздникам бывает в храме, кто постится, кто периодически исповедуется и причащается и так далее. А таких по некоторым подсчетам у нас не более трех–пяти процентов. Но если человек лишь носит крест на шее или кольцо на пальце с надписью «Спаси и сохрани» и на этом его profession de foi исчерпывается, то справедливо ли называть такого человека православным?
– Конечно, степень приверженности к той или иной вере очень различна. Действительно, есть такие православные христиане, кто истово соблюдает правила и часто ходит в церковь. Может быть, даже ежедневно. А есть, кто в церкви появляется два–три раза в год. Но сам этот человек тем не менее считает себя православным. И доказательство того, что конфессиональное самосознание для человека сейчас что-то значит, можно увидеть на кладбищах: посмотрите, сколько теперь появилось крестов. Одни сплошные кресты. Значит, и этот человек, и его родственники сами себя относят к православным. Может быть, этот человек и не был глубоко верующим, но он, очевидно, православный по своим корням, и по самосознанию. И таких православных у нас, согласно данным Фонда общественного мнения, – а это, замечу, организация далеко не дружественная Русской Православной Церкви, – в России насчитывается 58 процентов от всего населения страны. Атеистов же, по данным того же Фонда, менее трети.
– А почему среди магометанских народов процент верующих существенно выше, нежели среди христианских? У татар, например.
– Как раз про татар я бы так не сказал. Степень их религиозности приблизительно соответствует «воцерковленности» русских людей. А вот у северокавказских народов процент верующих действительно довольно высок. Это связано с их более традиционным бытом. Но, замечу, численность мусульман иногда очень преувеличивается, цифры иногда называются совершенно нереальные. Хотя, объективно говоря, мусульман довольно много. Они стоят по численности на втором месте после православных. К тому же рост числа приверженцев ислама опережает рост православных, как и вообще христиан.
– А какие религии в России, по вашим наблюдениям, растут численно, а какие, напротив, уменьшаются?
– Ну, во-первых, численность верующих людей у нас сейчас в целом растет. Причем это относится к подавляющему числу верований. Численность мусульман, как уже говорилось, растет несколько быстрее прочих. В связи с тем, что у этих народов высокой естественный прирост. Единственный, пожалуй, пример сокращения конфессии – это иудаизм. Происходит это в связи с массовым выездом за пределы России приверженцев этой религии. Но – вы совершенно верно заметили – как среди русских далеко не все православные, так и среди евреев далеко не все иудеи. У них довольно высок процент неверующих. Ну и в целом численность их уменьшается. Как показала последняя перепись, евреев в России – всего 230 тысяч человек.
– Это их, наверное, на одном только телевидении считали…
– Честно сказать, не знаю, как именно проходил этот подсчет, но, во всяком случае, такова официальная цифра. Единственный очень незначительный прирост иудеев происходит за счет того, что, скажем, прежде какой-то человек был атеистом, а теперь он стал ходить в синагогу и называет себя правоверным иудеем. Но такое же точно происходит и среди русских, и среди других народов.
– Можно ли считать, что ваша работа по составлению карт этносов и религий закончена? Или есть еще, чем их дополнить в будущем?
– Мы сейчас составляем и готовим к публикации «Атлас населения Российской Федерации». Работа эта идет уже несколько лет. В атласе будут собраны подробнейшие карты – и этнические, и конфессиональные, и демографические, и другие. Уверяю вас, атлас станет уникальным научным достижением. В нем будет около ста карт. Он охватит всю территорию России. Там будут показаны отдельно русские по всему миру. В этом атласе на этнических картах будут показаны и те народы, которые прежде не показывались никогда, а включались в более крупные народы.
– А русин вы выделите, наконец?
– Вы знаете, мы их не выделили. К сожалению, их пока не удалось выделить. И последняя перепись каким-то образом показала, что русин совсем мизерное число. На самом же деле их не так мало. Наверное, с ними решили поступить, как в прежние времена, когда малочисленные народы запросто приплюсовывались к более крупным. Но как теперь так получилось? – я не знаю. Они же свободно могли выразить свое национальное самосознание. Очевидно, и теперь они для кого-то лишние. Некоторые считают русин отдельным народом. Правильно ли это или нет? – надо доказывать. Но тем не менее есть такая точка зрения: русины – четвертый восточнославянский народ.
– Во всяком случае, сами они категорически не хотят считаться украинцами.
– Я вам больше скажу: несмотря на то, что русины, как и их соседи – галицийские украинцы – греко-католики, то есть католики византийского обряда, или униаты, как чаще их называют, они имеют свою отдельную униатскую церковь. С украинцами в одной церкви они не хотят быть. Хотя те и другие греко-католики и ближайшие соседи.
– А православные среди русин есть?
– Есть. Но указать точное соотношение русин–униатов и православных трудно. Можно только с уверенностью утверждать, что среди них есть и те, и другие. Но вот любопытный пример возвращения части русин в православие. Их довольно много живет в Соединенных Штатах. И большая часть этих американских русин вернулась в православие: им не понравилось, как католики латинского обряда высмеивали их за то, что их священники женаты. У католиков латинского обряда это категорически не принято. Так многие оскорбленные в своих религиозных чувствах американские русины вернулись в православие. А на Украине среди русин параллельно действует и греко-католическая церковь, и православная. Кстати, нужно заметить, что православные на Украине очень раздроблены. Большинство из них признают своим духовным главой Патриарха Московского и всея Руси. Но, кроме того, на Украине имеется еще православная церковь киевского патриархата. Она относительно малочисленна. Но тем не менее сторонников имеет. И есть там еще так называемая украинская автокефальная православная церковь, которая также, в свою очередь, разделена на какие-то юрисдикции. Так что на Украине много православных церквей, – выбирай любую.
– Но давайте вернемся в Россию. Какие есть еще особенности по РФ, отмеченные на вашей карте?
– На нашей новой карте, например, очень подробно показаны все протестантские группы. Их очень много.
– А у нас есть места компактного проживания протестантов?
– Совсем маленькие группы, на небольших территориях. Это немцы, живущие в Омской области и в Алтайском крае. Там есть отдельные немецкие автономные районы. Но немцы очень различны по конфессиональной принадлежности. Русские немцы в большинстве лютеране. Но много среди них и католиков. Есть также реформаты, менониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники. И мы на нашей карте постарались всех их показать.
– Показали ли вы традиционные религии малых сибирских народов?
– Только в целом. Их и можно только в целом показать. Потому что у них каждая этническая группа свой культ имеет. Серым цветом на нашей карте отмечены традиционные сибирские религии. Мусульмане показаны зеленым цветом. Буддисты – желтым. Православные, как уже говорилось, – розовым. На Горном Алтае виден красно-коричневый цвет, которым обозначен ареал распространения бурханизма, религии, зародившейся сравнительно недавно – в начале ХХ века.
– Расскажите о конфессиональном составе Москвы.
– Во-первых, в Москве, конечно, религиозный состав населения более смешанный, нежели в большинстве других районов страны. Большие города, естественно притягивают самое различное население. В том числе и представителей разных религий. И второе: миссионеры часто останавливаются в столице. И уже отсюда ведут свою работу. И все-таки подавляющее большинство среди москвичей – православные. Но много и последователей других верований – мусульман, католиков, буддистов, иудеев, сторонников всяких мелких протестантских групп.
– А по вашим подсчетам, сколько вообще верований в России?
– На карте, как я уже говорил, отмечено 93 конфессии. Но на самом деле больше, конечно. Есть ведь совсем маленькие группы: скажем, по пять–семь человек. Они выдумывают какую-то веру и исповедуют ее. Такие группы отметить почти невозможно. Но все сколько-нибудь значительные конфессии на нашей карте отражены.
К сожалению, в предыдущей переписи 2002 года, несмотря на настояния нашего института, не был поставлен вопрос о религии. Это, конечно, очень большое упущение. Надеюсь, что в следующей переписи этот вопрос будет. И вот тогда он даст возможность ответить точно на очень многие вопросы.
Беседу вел Юрий Рябинин
|
Профессор П.И. Пучков
|
Карта религий
|
|
|