НЕ ПОМОЛИВШИСЬ БОГУ, НЕ ЕЗДИ В ДОРОГУ
Дальняя дорога в России всегда считалась испытанием. Пережить дорогу, – это было понятием с тем же смыслом, что и преодолеть какую-либо трудность, напасть.
В старину люди, собираясь куда-то в дальний путь, непременно рассказывали о своем намерении духовнику. И уже получив от него благословение и разные напутствия, и зная, что теперь батюшка будет за них молиться, они с легким сердцем отправлялись в путешествие. Но сейчас далеко не каждый воцерковленный человек имеет духовника. И многие новички в вере, которые хотели бы соблюдать правила православного вероучения в быту, часто не знают ни самих этих правил, ни порядка их исполнения.
Как, например, православному человеку вести себя в дороге? Собственно, точно так же, как и при любых других обстоятельствах. Потому что, как говорили святые отцы, православный человек всегда в пути, – он странник в этом мире. И у него одна дорога – и в переносном, и в прямом смысле – это дорога к спасению души.
Но если этот человек отправился куда-то в дальнее путешествие, ему хорошо бы иметь при себе образ, иконку Николая Чудотворца. Потому что этот святой традиционно считается покровителем всех плавающих и путешествующих. Призывай Бога на помощь, а св. Николая в путь, – так раньше говорилось в народе.
В самом пути отнюдь не обязательно быть замкнутым, отрешенным от мира, и всю дорогу сидеть, уткнувшись в молитвослов и перебирать четки. Такой человек скорее вызовет недоумение у окружающих и, пожалуй, своей показной «праведностью» еще и стеснит людей. Никакой, даже самый строгий монашеский устав не запрещает православному человеку беседовать в дороге с соседями. Известно ведь, – с хорошим попутчиком дорога вдвое короче. Важно только, чтобы это не было суесловием, этаким переливанием из пустого в порожнее. Вот как учит св. Варсонофий: если, начав беседу, спохватишься, что она грешна, пресеки ее, – помолчав немного, скажи: забыл, о чем я начал речь, – и переведи ее на другое – безгрешное. Еще одна нежелательная для христианина крайность – это соблазн «проповедовать», то есть навязывать собеседникам свое исповедание веры, свои духовные ценности. В этом случае опять же можно поставить попутчиков в неловкое положение.
Само собою, путешественнику нужно знать подходящие к данному случаю молитвы. И несколько раз во время пути, хотя бы мысленно, про себя, прочитать их. Обычно чтение молитв, а, следовательно, и упование на того, к кому они обращены, придает человеку уверенности в себе и умеряет трудности путешествия. В любом православном молитвослове есть молитва «О путешествующих». Она довольно длинная. И неофиту на первых порах выучить ее наизусть будет, может быть, очень непросто. Но вообще молитву можно читать любую. Хотя бы самую короткую – «Господи, помилуй». Очень полезно знать и поистине универсальную молитву, обращенную к какому-либо святому. Она хороша тем, что, меняя по своему усмотрению имя святого, верующий человек может применять эту молитву практически во всех случаях жизни. Например, в дороге, в путешествии она звучать будет так: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий, Николае, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В других случаях нужно лишь заменить имя в соответствии с тем, чему тот или иной святой покровительствует. Так военные с этой же самой молитвой могут обращаться к св. Георгию, студенты к св. Татиане, охотники к св. Трифону, животноводы к свв. Флору и Лавру, болящие к св. Пантелеимону, не в меру пьющие или скорее их сродники – к св. Вонифатию и т.д.
Считается, что во время странствия для человека перестают действовать правила поста. Но это верно лишь отчасти. Если пост воспринимать только как диету, то действительно в дороге в постные дни дозволяется вкушать и скоромное. Но, как сказал св. Василий Великий, больше всех бесчестит пост тот, кто принимает его единственно как ограничение в пищи. Как учит Церковь, пост – это, прежде всего, воспитание духовно-нравственных стремлений. И во время поста считается гораздо меньшим грехом оскоромиться, нежели как-то досадить ближнему или хотя бы подумать о чем-то непристойном.
Поэтому православному человеку в пост можно смело брать с собой в путь обычный железнодорожный набор – вареное яйцо и бутерброд с котлетой. Но это, конечно, не значит, что дозволенное отступление от поста можно превращать в разудалой загул. Больше того, христианин, имеющий право во время поста отступить от постного меню, восполнит это послабление, еще большими своими духовными стремлениями: он будет более сдержанным, сосредоточенным, внимательным, вежливым, предупредительным с окружающими. В дороге эти качества особенно важны.
И… с Богом! в добрый путь!
Юрий РЯБИНИН
|
|